Программа «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя три части. Первая часть программы «Разговор о правильном питании», предназначенная для учащихся 1-2 классов, но может использоваться и в группах старшего дошкольного возраста. 1.1. Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная особенность программы. Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический и т.д. Одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Разговор о правильном питании». Содержание программы отвечает следующим принципам: - возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков; - научная обоснованность; - практическая целесообразность; - динамическое развитие и системность; - необходимость и достаточность предоставляемой информации; - вовлечение в реализацию программы родителей; - культурологическая сообразность. Главная цель программы – сформировать у детей основу культуры питания как составляющей здорового образа жизни. 1.2. Задачи программы Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач: -формирование и развитие представления у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье. - формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; - освоение детьми практических навыков рационального питания; - формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; - пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов; - развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности; - развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; - просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков. 1.3 Формы и методы обучения В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини-проекты, совместная работа с родителями, групповые дискуссии, мозговой штурм. Основные методы обучения: исследовательский, обьяснительно-иллюстративный, практический, поисковый. Для того, чтобы занятия были не только интересными, но и эффективными, следует строить их так, чтобы максимально учитывались возрастные особенности и возможности ребенка. При этом обучение строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Значение имеет и учет традиций питания — все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни. 1.4. Программно-методическое обеспечение программы В каждый комплект входит методическое пособие для педагога, рабочая тетрадь для ребенка, плакаты, информационные материалы для родителей. В предлагаемом пособии дано примерное планирование занятий, определены цели каждого занятия, научно-методическое обоснование, информационная справка по теме, а также возможные формы проведения занятия, интересные сведения, которые могут быть сообщены детям. При составлении пособия использовались материалы конкурсных работ учителей, принимавших участие в реализации программы. Тема 1. «Если хочешь быть здоров» Цель: познакомить детей с героями программы, сформировать представление о важности правильного питания. Тема 2. «Самые полезные продукты» Цель: дать детям представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; научить детей выбирать самые полезные продукты. Тема 3. «Как правильно есть» (гигиена питания) Цель: сформировать у дошкольников представление об основных принципах гигиены питания. Тема 4. «Удивительные превращения пирожка» Цель: дать представления о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания. Тема 5. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?» Цель: сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака. Тема 6. «Плох обед, если хлеба нет» Цель: формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре. Тема 7. «Полдник. Время есть булочки» Цель: познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов. Тема 8. «Пора ужинать» Цель: формирование представления об ужине как об обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его составе. Тема 9. «Где найти витамины весной?» Цель: познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Тема 10. «Как утолить жажду…» Цель: сформировать представления о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков. Тема 11. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее» Цель: сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. Тема 12. «На вкус и цвет товарищей нет» Цель: познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребляемых продуктов. Тема 13. «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» Цель: познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма. Тема 14. «Каждому овощу свое время» Цель: познакомить детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами. Тема 15. «Праздник урожая» Цель: закрепить полученные знания о правилах здорового питания; познакомить детей с полезными блюдами для праздничного стола. При организации занятий у каждого ребенка должна быть своя рабочая тетрадь, в которой бы он мог выполнять задания. Не допускается использование одной рабочей тетради несколькими воспитанниками. Рабочая тетрадь — подарок компании Нестле детям. Поэтому обязательным условием реализации программы является то, что рабочая тетрадь остается в семье ребенка после окончания обучения! Программа предполагает использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможностей детей (например, для нечитающих детей вместо чтения по ролям может быть использовано составление рассказа по картинкамиллюстрациям и разыгрывание сценок). 1.5. Взаимодействие с родителями Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтракать перед школой, есть горячий завтрак — кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы), далеко не все родители считают необходимым рассказы вать детям о важности правильного питания. Поэтому непосредственной работе по программе должна предшествовать работа с родителями. Это может быть беседа, в которой раскрываются цели и задачи данной программы, ее тематика. Основная задача педагога — сделать родителей своими союзниками. Для того чтобы взрослые члены семьи могли высказать свое мнение о проводимой работе, им могут быть предложены анкеты (см. образцы в конце пособия). Анализ ответов родителей поможет педагогу правильно организовать совместную работу при реализации программы. Образцы анкет для родителей приведены в конце методического пособия. 1.6 Ожидаемый результат - полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные; - дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; - дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания. Программа «Разговор о правильном питании» рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.