Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 72 г. Екатеринбург, ул. Соболева, 17 тел. 8 (343) 300 18 43, e-mail: ekb.doy72@yandex.ru Принят: Педагогическим советом МБДОУ – детского сада № 72 Утверждаю: Заведующий МБДОУ – детского сада № 72 В.Ю. Жигулева Протокол № 1 от 29.08.2022 г. Приказ № 111-О от «29» августа 2022 г. Учебный план на 2022-2023 учебный год 1 Учебный план Данный план МБДОУ – детский сад № 72 (далее МБДОУ) является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса с учетом специфики детского сада, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Содержание Пояснительная записка: - Нормативные основания составления Учебного плана - Программно-целевые основания, положенные в основу Учебного плана - Характеристика структуры Учебного плана - Структура Учебного плана Учебный план Пояснительная записка Нормативные основания составления Учебного плана Учебный план разработан в соответствии с Федеральными документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 17.02.2021; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормы и требования к безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования. Программно-целевые основания, положенные в основу Учебного плана Основными задачами учебного плана: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 2 При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: 1. принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 2. принцип научной обоснованности и практической применимости; 3. принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; 4. принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации, которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; 5. принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; 6. комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; 7. решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; 8. построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы. Учебный план МБДОУ разработан в соответствии с Основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности (далее ООП ДО) с 2 до 7 лет на 2022 – 2023 учебный год с учетом социального заказа семьи; возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; комплексных и парциальных программ и технологий, дополняющих содержание образовательной деятельности. Обязательная часть ООП ДО: комплексная инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Вераксы, Т.С Комаровой, Э.М. Дорофеевой и учебно-методического комплекта (далее УМК) к данной программе. Программа «От рождения до школы» включена в реестр комплексных программ дошкольного образования ФИРО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений программы, включает комплекс парциальных программ и методических пособий, дополняющих содержание образовательной деятельности в одной или нескольких образовательных областях. Для реализации ООП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом запросов родителей и особенностей развитияи интересов детей дошкольного возраста предусмотрено: - парциальная образовательная программы для детей дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Н. Махнева; - парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская, дополнение содержание обязательной части основной образовательной программы с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий; - парциальная Программа «Безопасность» Стеркина Р.Б., Князева О.Л, Авдеева Н.Н.; - парциальная программа «Юный эколог». Николаева С.Н. 3 С целью осуществления коррекционной работы в МБДОУ функционирует логопункт. Количество воспитанников – 50 детей. Организация деятельности учителя-логопеда в течение учебного года по сопровождению детей с речевыми нарушениями определяется задачами образовательной программы детского сада, рабочей программы. Направления деятельности учителя-логопеда диагностическое (осуществление мониторинга), коррекционно-развивающее, информационно-методическое. Деятельность учителя-логопеда направлена на выявление и преодоление отклонение в развитии устной речи детей дошкольного возраста, развитие личностных, интеллектуальных качеств ребенка. При использовании разнообразных форм, приемов, методов и средств решаются следующие задачи: - развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками; - развитие всех компонентов устной речи ребенка (звукопроизношение, лексика, грамматический строй, связная речь) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение нормами речи; - формирование общей культуры личности, социализации. В итоге обеспечивается уровень подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению на следующей образовательной ступени. Список детей, нуждающихся в совместной образовательной деятельности по коррекции и развитию речи с учителем-логопедом, утверждается ГПМПЦ «Радуга». Основными формами организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста является индивидуальная и подгрупповая коммуникативная деятельность, количество и продолжительность которой зависит от степени тяжести речевого дефекта, психофизических, возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей (до 15 минут). Работу с детьми учитель - логопед проводит за счет сокращения нагрузки на непрерывную образовательную деятельность по коммуникативной деятельности детей. Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание комплексной и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 1.2.3685-21). Учебный план МБДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК), отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребёнку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный план МБДОУ на 2022-2023 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности (далее - НОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Образовательный 4 период начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. В ДОУ функционирует 12 групп общеразвивающей направленности: - группа раннего возраста (с 2 -3 лет) - 2 - II младшая группа (с 3 до 4 лет) – 2 - средняя группа (с 4 до 5 лет) – 2 - старшая группа (с 5 до 6 лет) – 2 - подготовительная группа (с 6 до 7 лет) – 4 Учебный год делится на 2 периода: основной и летний оздоровительный. Количество полных недель на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения в группах с 2 до 7 лет составляет 36. Учебный год 01.09.2022-31.05.2023 36 недель 1 полугодие 1.09.2022-31.12.2022 17 недель + 2 дня 2 полугодие 09.01.2023 -31.05.2022 19 недель Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) в группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение в содержание образовательных областей; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В соответствии с ООП ДО в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов детской деятельности и основными направлениями реализации образовательных областей. 5 Структура учебного плана образовательной деятельности В основе проектирования и моделирования образовательного процесса с детьми дошкольного возраста лежит принцип комплексно тематического построения ООП ДО на основе примерного календаря праздников. Образовательная деятельность с детьми групп раннего возраста организуется на фоне игры в соответствии с тематическими блоками сочетается с ежедневно повторяющимися мероприятиями (групповыми традициями), включающими в себя: чтение детям художественных произведений; подвижные игры и игровые упражнения; на прогулке наблюдение в природе, совместный труд, подвижные игры; формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; познавательно–речевые мероприятия (комментирование происходящего, совместная деятельность детей и воспитателя с дидактическими пособиями и игрушками). Свободная деятельность детей включает: различные игры по выбору детей; упражнения по развитию мелкой моторики; свободная двигательная деятельность; конструирование; манипулирование и игры с сенсорными материалами и т.д. Группа раннего возраста с 2 до 3 лет Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в процессе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности в утренний отрезок времени составляет 20 минут. В середине времени, отведенного на НОД, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Время, отведенное на непрерывную образовательную деятельность, составляет 100 минут. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части ООП ДО специфики национальных, социокультурных и иных условий – парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская. Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный руководитель. II младшая группа с 3 до 4 лет Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в процессе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности в утренний отрезок времени составляет 30 минут. В середине времени, отведенного на НОД, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Время, отведенное на непрерывную образовательную деятельность, составляет 150 минут. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части ООП ДО специфики национальных, социокультурных и иных условий – парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская. Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. 6 Средняя группа с 4 до 5 лет Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, в процессе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов. Продолжительность НОД в утренний отрезок времени составляет 40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится перерыв – физкультминутка. Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Недельная нагрузка составляет 200 минут. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется через расширение и углубления содержания обязательной части ООП ДО специфики национальных, социокультурных и иных условий – парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская. Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Старшая группа с 5 до 6 лет Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, в процессе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов. Продолжительность НОД в утренний отрезок времени составляет 50 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится перерыв – физкультминутка. Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Исходя из пункта СанПин 1.2.3685-21 непрерывная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста может проводиться во второй половине дня после дневного сна. Продолжительность ее составляет 25 минут. Образовательную деятельность осуществляют: воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Время, отведенное на непрерывную образовательную деятельность, составляет 300 мин. в неделю. Реализация части, формируемой участниками образовательных отношений проходит во вторую половину дня через организацию непрерывной образовательной деятельности в рамках реализации следующих образовательных областей: - социально – коммуникативное развитие через реализацию парциальной образовательной программы для детей дошкольного возраста Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность» - расширение и углубления содержания обязательной части ООП ДО специфики национальных, социокультурных и иных условий – парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская - парциальная программы для детей дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Н. Маханева. 7 Подготовительная группа с 6 до 7 лет Освоение образовательной программы МБДОУ осуществляется в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений учебного плана в процессе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов. По плану МБДОУ, время, отведенное на непрерывную образовательную деятельность, составляет 420 минут в неделю. Продолжительность НОД в утренний отрезок времени составляет 90 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится перерыв - физкультминутка. Перерыв между периодами непрерывной образовательной деятельности составляет не менее 10 минут. Восприятие художественной литературы и фольклора проходит ежедневно в ходе режимных моментов в совместной педагогом с детьми деятельности. Реализация части, формируемой участниками образовательных отношений проходит во вторую половину дня через организацию совместной деятельности взрослого и ребенка в рамках реализации парциальных программ: -парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская; -парциальная программа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность»; - парциальная программы для детей дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Н. Маханева. Образовательную деятельность в группе осуществляют: воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Учебный план составляется ежегодно с учетом нормативных правовых документов, принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом заведующего МБДОУ. 8 Учебный план образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год образовательная область вид детской деятельности Объем недельной нагрузки непрерывной образовательной деятельности по возрастным группам (кол-во/ продолжительность в минутах) 3-й год жизни 4- й год жизни 5- й год жизни 6- й год жизни ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 2/20 минут Познавательное развитие Речевое развитие познавательно-исследовательская Социально коммуникативное развитие Художественно эстетическое развитие коммуникативная, игровая, самообслуживание и элементарный бытовой труд изобразительная деятельность коммуникативная музыкальная деятельность восприятие художественной литературы и фольклора. конструирование 2/30 2/60 2/75 минут минут минут 1/10 минут 1/15 1/20 1/25 минут минут минут ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми и в образовательнойдеятельности режимных моментах 2/20 минут 2/30 3/ 60 3/75 минут минут минут 2/20 минут 2/30 2/40 2/50 минут минут минут ежедневно в совместной деятельности взрослого с детьми в совместной деятельности взрослого с детьми 1 раз в неделю двигательная деятельность Физическое развитие 3/30 минут 3/45 3/60 3/75 минут минут минут ИТОГО по обязательной части 10/100 10/150 11/200 11/275 минут минут минут минут ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ двигательная деятельность Физическое развитие ежедневно в ходе непрерывной и совместной образовательной деятельности. познавательно - исследовательская Познавательное развитие 7-й год жизни 3/90 минут 2/60 минут 3/90 2/60 минут 3/90 минут 13/390 минут 9 Социально коммуникативное развитие коммуникативная, игровая, Художественно эстетическое развитие изобразительная деятельность восприятие художественной литературы и фольклора ВСЕГО ежедневно в ходе 1/20 непрерывной и минут совместной образовательной деятельности ежедневно в ходе непрерывной и совместной образовательной деятельности. 1/25 минут 1/30 минут 10/100 минут 13/300 минут 14/420 минут 10/150 минут 10/200 минут 1 0 Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности восприятие художественной литературы и фольклора. конструирование игровая деятельность коммуникативная деятельность (общение при проведение режимных моментов) самообслуживание и элементарный бытовой труд ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 раз в неделю ежедневно ежедневно 1 раз в неделю ежедневно ежедневно 1 раз в неделю ежедневно ежедневно 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей игровая деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития (интеграция всех видов деятельности) ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно познавательно-исследовательская деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Оздоровительная работа утренняя гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно комплексы закаливающих процедур ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 1 1 Для оценки индивидуального развития проводится мониторинг освоения детьми основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования МБДОУ – детского сада № 72. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе его дальнейшего планирования) в начале и конце учебного года. Педагогический мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. мониторинг цель Мониторинг Динамика освоения образовательного детьми процесса образовательной программы детского сада по всем образовательным областям сроки с 19.09. 2022 г. по 30.09.2022 г. г. 17.04.2023 г. 28.04.2023 г. ответственный Воспитатели по Воспитатели Массовые мероприятия учреждения Развлечения и праздники для воспитанников в течении учебного года панируются в соответствии с годовым планом работы ДОУ на учебный год. Деятельность детей в летний оздоровительный период планируется в соответствии с планом работы на летний период, а также с учетом климатических условий. Праздники и развлечения период День знаний сентябрь Праздник осени октябрь День матери, Веселые снежинки ноябрь Зимние забавы, новый год декабрь Святки январь День защитника отечества февраль Мамин праздник, масленица март Космическое путешествие, Путешествие в страну Светофорию апрель Салют Победы, выпускной бал май С воспитанниками организуются спортивные мероприятия, музыкальные развлечения, планируются игровая, изобразительная, музыкальная, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, конструирование, элементарный бытовой труд.