ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 72 620095 г. Екатеринбург, ул. Соболева,17, ИНН/КПП 6658439616/665801001 Телефон: (343) 300-18-43 Приложение к ООП ДО Принято: на педагогическом совете МБДОУ-детского сада № 72 Протокол № 1 от 31. 08. 2021 г. Утверждено: Заведующий МБДОУ – детский сад № 72 _______________В.Ю. Жигулева Приказ № 98 от 31.08.2021 г. Рабочая программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 72 (срок реализации один учебный год) г. Екатеринбург, 2021 г. Содержание Раздел 1 1.1 1.2 1.3 1.3.1 2 2.1 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 2.1.5 2.1.6. 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 Наименование раздела Пояснительная записка Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания Цель Программы воспитания Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Содержание Программы воспитания Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания Патриотическое направление воспитания Социальное направление воспитания Познавательное направление воспитания Физическое и оздоровительное направление воспитания Трудовое направление воспитания Этико-эстетическое направление воспитания Особенности реализации воспитательного процесса Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания Организационные условия реализации Программы воспитания Психолого-педагогические, кадровые, материально-технические условия реализации Программы воспитания. Кадровый потенциал Организация развивающей предметно-пространственной среды Взаимодействия взрослого с детьми. События Организации Календарный план воспитательной работы Основные понятия, используемые в Программе Стр. 3 4 4 5 6 6 7 7 7 8 9 9 10 11 12 14 15 15 15 17 20 21 23 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания (далее - Программа) является приложением к основной общеобразовательной программе – образовательной программе дошкольного образования (далее - ООПДО) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 72 (далее - МБДОУ). Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 20212025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Основанием для разработки Программы послужили следующие нормативноправовые документы: − Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020) ст. 67.1, п.4. − Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». − Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся. − Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155. − Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. От 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года». − Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р. − Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию от 02.06.2020 № 2/20. − Методические рекомендации по разработке программы воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». В основу содержания Программы положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего человека в условиях глобальной неопределённости и стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на основе базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как общее будущее. Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни. Программа воспитания МБДОУ создана с учетом особенностей социокультурной среды и взаимодействия всех субъектов образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. В основных направлениях воспитательной работы МБДОУ отражены следующие базовые ценности: − ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания: − ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания; − ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания; − ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания; − ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания; − ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Программа воспитания МБДОУ призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства: активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет: знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО). Реализация Программы воспитания МБДОУ основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений и предполагает социальное партнерство с другими организациями и учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Программа воспитания МБДОУ состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, отбор компонентов для которых (содержания) ориентирован на особые образовательные потребности воспитанников и включает в себя современные образовательные технологии и традиционные методики. Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания МБДОУ. Цель Программы воспитания МБДОУ Общая цель воспитания в МБДОУ- личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через: − усвоение знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); − развитие позитивных отношений воспитанников МБДОУ к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); − приобретение воспитанниками соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то сеть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). − − − − Задачи воспитания: обеспечивать во всех видах деятельности ознакомление дошкольников с духовнонравственными ценностями и разными видами социальной культуры (национальной, профессиональной, языковой); направить содержание видов деятельности на приобретение дошкольниками навыков общения с людьми разного пола и возраста, с особенностями здоровья и развития, с окружающим миром на основе принятых в обществе правил и норм поведения; обеспечивать реализацию образовательных событий, способствующих переживанию дошкольниками чувства любви к близким людям, природе, Родине, проявлению чувства гордости за ее достижения; объединить воспитательные ресурсы семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установить партнерские взаимоотношения с семьей, оказать ей психолого-педагогическую поддержку, повысить компетентность. 1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Программы воспитания МБДОУ являются антропологический, культурно-исторический и практический подходы. Концепция Программы воспитания МБДОУ основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания; содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личностного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности». Программы воспитания МБДОУ руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания МБДОУ построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: − принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; − единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; − принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; − принцип следования нравственному примеру. Возможности нравственного примера как метода воспитания в расширении нравственного опыта ребенка, в побуждении его к открытому внутреннему диалогу и нравственной рефлексии, в обеспечении возможности выбора при построении собственной системы ценностных отношений, в демонстрации ребенку реальной возможности следования идеалу в жизни; − принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; − принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; − принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе МБДОУ - детский сад № 72, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. 1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы В связи с тем, что планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, деятельность педагогических работников нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу дошкольного возрастов. Оценка результатов воспитательной работы на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО не осуществляется, т.к. «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Направление воспитания Патриотическое Социальное Познавательное Ценности Показатели Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, Человек, семья, дружба, сотрудничество Знание Физическое и оздоровительное Здоровье Трудовое Труд Этикоэстетическое Культура и красота коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в т.ч. в цифровой среде), природе. Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. Раздел 2. Содержание Программы воспитания 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания Содержание Программы реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. 2.1.1. Патриотическое направление воспитания Ценности: Родина, природа. Цель патриотического направления воспитания: воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. Задачи: - формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа; - воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; - воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. Содержание деятельности: Воспитательная работа по патриотическому направлению воспитания связана со структурой самого понятия «патриотизм». Ее содержание определяется через следующие взаимосвязанные компоненты: − когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России; − эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом; − регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России. Виды и формы деятельности воспитательной работы: − ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа; − организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям; − организация экскурсий, походов, смотров, соревнований, праздников, викторин, вставок и пр.; − формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека. 2.1.2. Социальное направление воспитания Ценности: семья, дружба, человек и сотрудничество. Цель социального направления воспитания дошкольника: формирование его ценностного отношения к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе. Задачи: - формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы; - анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях; - формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила; - развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. Содержание деятельности В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления. Формы и виды деятельности: - организация сюжетно-ролевых игр (в семью, в команду и т.п.), игр с правилами, традиционных народных игр и пр.; - проведение праздников, конкурсов, выставок и пр.; - разработка и реализация проектов; - воспитание у детей навыков поведения в обществе; - обучение детей сотрудничеству, использование групповых форм в продуктивных видах деятельности; - обучение детей анализу поступков и чувств – своих и других людей; - организация коллективных проектов заботы и помощи; - создание доброжелательного психологического климата в детском коллективе; - использование возможностей социокультурной среды для достижения целей воспитания. 2.1.3. Познавательное направление воспитания Ценность: знания. Цель познавательного направления воспитания: формирование ценности познания. Задачи: - развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; - формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; - приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернетисточники, дискуссии и др.). Содержание деятельности Содержание познавательного направления воспитания направлено на формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Виды и формы деятельности: − совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; − организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; − организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования. 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания Ценность: здоровье. Цель физического и оздоровительного направления воспитания: сформирование навыков здорового образа жизни. Задачи: − обеспечение физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, обеспечение условий для их гармоничного физического и эстетического развития; − закаливание детей, повышение их сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; − укрепление опорно-двигательного аппарата детей; − развитие их двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям; − формирование у детей элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; − организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня; − воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. Содержание деятельности Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Содержание деятельности по данному направлению направлено на формирование и развитие навыков здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания у них культуры здоровья. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в МБДОУ - детского сада № 72. В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой. Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей. Виды и формы деятельности: − организация подвижных, спортивных игр, в т.ч. традиционных народных игр, дворовых игр на территории организации; − реализация детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; − введение оздоровительных традиций в организации; − использование здоровьесбергающих технологий; − организация закаливания детей; − формирование культурно-гигиенических навыков детей в режиме дня; − формирование у ребенка навыков поведения во время приема пищи; − формирование у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и чистоте тела; − формирование у ребенка привычки следить за своим внешним видом; − включение информации о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру. 2.1.5. Трудовое направление воспитания Ценность: труд. Цель трудового направления воспитания: формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также их приобщение к труду. Задачи: − ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду; − познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей; − формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание у них навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования; − формирование у детей привычки трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). Содержание деятельности С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Формы и виды деятельности: − демонстрация и объяснение детям необходимости постоянного труда в повседневной жизни; − воспитание у детей бережливости (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, педагогов, сверстников); − предоставление детям самостоятельности в выполнении работы, воспитание ответственности за собственные действия; − воспитание у детей стремления к полезной деятельности, демонстрация собственного трудолюбия и занятости; − формирование общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям; − приобретение материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов (в т.ч. развивающих компьютерных игр) и средств воспитания детей дошкольного возраста; − организация экскурсий для знакомства с различными профессиями; − проведение конкурсов, выставок на тему труда; − подготовка и реализации проектов; − задействование потенциала режимных моментов в трудовые воспитания детей. 2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания Ценности: культура и красота. Цель этико-эстетического направления воспитания: формирование ценностного отношения детей к культуре и красоте, формирование у них эстетического вкуса, развитие стремления создавать прекрасное. Задачи: − формирование культуры общения, поведения, этических представлений; − воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, ее влиянии на внутренний мир человека; − развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; − воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; − развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; − формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. Содержание деятельности Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: - учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; - воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; - воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом; - воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять, и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду. Виды и формы деятельности: − выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества; − уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь организации; − организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.; − формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке; − реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания; − воспитание культуры поведения. 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса Воспитательный процесс на уровне дошкольного образования строится с учетом следующих особенностей. Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции, сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему миру. Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников: − позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире; − личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития; − содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений - как детей, так и взрослых - в реализации программы воспитания; − партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать, об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы являются ключевые мероприятия и события, составляющие основу календарно-тематического плана МБДОУ, коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников; - важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или индивидуального каждого участника); - в проведении мероприятий поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле; - педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе; - ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Учитывая насыщенность мероприятиями планов музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, включающие, в том числе, воспитательную направленность, в календарном плане воспитательной работы в части формируемой участниками образовательных сделан акцент на мероприятиях и событиях экологического направления воспитательной работы, проходящей сквозь призму всех базовых ценностей. Дети приобщаются к национально-культурным традициям через: - поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. Как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни. Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. В них получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, содержания обучения; - загадки – наиболее значимый компонент обучения и воспитания детей, в которых исторически вкладывался смысл отношений между членами семьи. Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Они развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; - песни – наиболее эффективные методы музыкального развития детей во всем мире основываются на народной песне. Она в простой и доступной ребенку форме передает высокие ценности искусства и национальной культуры. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Благодаря поэтическим словам и красивым мелодиям, они оказывают на чувства и сознание детей сильное влияние и надолго сохраняются в их памяти; - сказки, сказы – в сказке, сказах зафиксированы неумирающие ценности человеческой жизни. Существенным достоинством сказки является её способность создавать мировоззренческие схемы. Дети воспринимают сказки буквально. Даже если они не верят в существование тех или иных персонажей, они напрямую усваивают ту картину мира, которую нашептывает сказка как бы между строк. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно, входить в курс образования и воспитания каждого ребенка; - игры - детские игры дают представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах передачи народной семейной культуры от поколения к поколению. В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, осваивают правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и культурное развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Игра – практика развития. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих. Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять. Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности. Играя, он живет, и в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка. Велико воспитательное значение игры еще и потому, что она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. В воспитании детей можно и нужно найти место преобразующей игре, хранящей духовный потенциал общечеловеческих ценностей; - декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста определяется как эстетическая, духовно-нравственная ценность (урало-сибирская роспись (нижнетагильские подносы, роспись по дереву, изделия из бересты, уральских самоцветов, каслинское литье и др.). Выбор вида искусства зависит от местных особенностей, наличия подлинных предметов этого искусства в детском саду. Приобщение детей к декоративноприкладному искусству Урала стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства, развивает эмоционально-чувственное восприятие произведений уральского декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности, которая способствует творческому саморазвитию дошкольника. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения МБДОУ – детский сад № 72. Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу МБДОУ - детского сада № 72, в котором строится воспитательная работа. Виды и формы деятельности: − деятельность Родительского комитета, участвующих в управлении образовательной организацией и в решении вопросов воспитания и социализации их детей; − проведение родительских собраний, круглых столов для родителей по вопросам воспитания; − семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения; − родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; − размещение на официальном сайте МБДОУ – детский сад № 72 информации для родителей по вопросам воспитания; − проведение консультаций специалистов для родителей по вопросам воспитания; − привлечение родителей к участию в проектах (вместе с детьми), конкурсах, соревнованиях, спектаклях, праздниках и др.; − семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; − привлечение родителей к оценочным процедурам по вопросам воспитания. Раздел 3. Организационные условия реализации Программы воспитания 3.1. Психолого-педагогические, кадровые, материально-технические условия реализации программы. 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия. Кадровый потенциал Детский сад укомплектован кадрами полностью. Воспитательно-образовательную работу осуществляют 18 педагогов: из них 12 воспитателей, 2 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физическому воспитанию, 2 учителя-логопеда. Характеристика кадрового состава 1. По образованию высшее педагогическое образование среднее педагогическое образование 2. По стажу до 5 лет от 5 до 10 лет свыше 15 лет 3.По результатам высшая квалификационная категория аттестации первая квалификационная категория не имеют квалификационная категории соответствие занимаемой должности 10 9 3 3 12 6 10 2 Педагогический коллектив МБДОУ стабильный, инициативный, работоспособный, квалифицированный. Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса. Педагоги МБДОУ систематически повышают свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации. Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия является взаимосвязь всех педагогов МБДОУ, направленная на развитие личности ребенка, социального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой. Наименование должности Заведующий Функционал, связанный с организацией и реализацией воспитательного процесса - управление воспитательной деятельностью на уровне ДОУ; - создание условий, позволяющих педагогическому составу реализовать воспитательную деятельность; - проведение анализа итогов воспитательной деятельности в МБДОУ за учебный год; - планирование воспитательной деятельности в МБДОУ на учебный год, включая календарный план воспитательной работы на учебный год; - регулирование воспитательной деятельности в МБДОУ; - контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной деятельности в МБДОУ (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности в МБДОУ). Заместитель - организация воспитательной деятельности в ДОУ; заведующего по - разработка необходимых для организации воспитательной воспитательной и деятельности в ДОУ нормативных документов (положений, методической работе инструкций, должностных и функциональных обязанностей, проектов и программ воспитательной работы и др. ) - анализ возможностей имеющихся структур для организации воспитательной деятельности; - планирование работы в организации воспитательной деятельности; - организация практической работы в ДОУ в соответствии с календарным планом воспитательной работы; - проведение мониторинга состояния воспитательной деятельности в МБДОУ совместно с Педагогическим советом; - организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов для Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Младший воспитатель совершенствования их психолого-педагогической и управленческой компетентностей - проведение анализа и контроля воспитательной деятельности, распространение передового опыта других образовательных организаций; - формирование мотивации педагогов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов; - информирование о наличии возможностей для участия педагогов в воспитательной деятельности; - наполнение сайта МБДОУ информацией о воспитательной деятельности; - организация повышения психолоrо-педаrоrической квалификации воспитателей; - организационно-координационная работа при проведении обще садовых воспитательных мероприятий; - участие обучающихся в районных и городских, конкурсах и т.д.; - организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности педагогических инициатив - обеспечение занятий воспитанников творчеством, физической культурой; - формирование у обучающихся активной гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение традиций МБДОУ; - организация работы по формированию общей культуры будущего школьника; - внедрение здорового образа жизни; - внедрение в практику воспитательной деятельности научных достижений, новых технологий образовательного процесса; - организация участия воспитанников в мероприятиях, проводимых районными, городскими и другими структурами в рамках воспитательной деятельности. - обеспечение занятие (совместно с воспитателем) воспитанников творчеством, трудовой деятельностью; - участие в организации работы по формированию общей культуры будущего школьника. Организация предметно-пространственной среды Предметно-развивающая среда (далее – ППС) должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику МБДОУ и включать: оформление помещений, оборудование, игрушки. ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания, способствовать их принятию и раскрытию ребенком. Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации. Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится организация. Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной. Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей. Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания. формирует научную картину мира. Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде. Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной. При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста. Все центры развивающей среды в группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми основной общеобразовательной программой в соответствии с ФГОС. Создавая предметно-развивающую среду для детей, мы уделяли внимание ее развивающему характеру. Предметный мир обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Привлекательное оформление уголков для детей и вызывает у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время научит детей поддерживать порядок в уголке и воспитает бережное отношение к игрушкам. Одна из задач воспитателя - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности сделано руками воспитателей. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игринсценировок. При построении предметно-развивающей среды учитываются следующие принципы: открытости; гибкого зонирования; стабильности (динамичности) развивающей среды; полифункциональности. Центр двигательной активности. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено пространство в группе, имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, мешочки, набитые песком, мягкие кирпичики, разноцветные флажки, ленточки, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики. Много пособий сделано руками воспитателей и родителей совместно с детьми. Музыкально-театральный центр. Дети в восторге от нашего музыкальнотеатрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка. Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый, теневой, театр, изготовленный из бумаги, ткани. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Центр театральной деятельности оснащен ширмой для кукольного театра, театральными игрушками. Центр нацеливает на сочинение сказок, историй с опорой на знакомые сюжеты и на сюжеты, придуманные самими детьми. У детей развивается монологическая речь, мышление, фантазия, режиссерские способности, развивается способность к драматизации. Центр ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетноролевых игр. Центр художественного творчества – оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Центр книги -представлен книгами, литературными играми-викторинами, сюжетными картинками. Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе. В центре математики игры должны давать ребенку пищу для ума, эмоций. Данные игры помогают интеллектуальному развитию: внимания, памяти, мышления, воображения – лото, разрезные картинки, конструктора. Игры, развивающие представления о составе числа, знакомят с разными средствами и единицами измерения. Обучают детей элементарным математическим операциям, развивают пространственные представления. Знакомят с сенсорными эталонами, учат различать геометрические и архитектурные формы объемных деталей; развивают представление о времени. Центр по ОБЖ учит безопасности жизнедеятельности детей. Дидактический материал знакомит детей с опасными ситуациями, и учит их избегать. Предложен демонстрационный материал по оказанию первой медицинской помощи. В центре дорожного движения – рассказывается о правилах поведения на дороге. Место уединения–это место, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства. Природный центр знакомит детей с доступными явлениями природы, они узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Дидактические игры и пособия обеспечивают условия для развития у детей эмоционально – положительного отношения к живой природе; знакомят с условиями развития растений животных, их особенностями, средой обитания. Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы, способствуют ответственного и бережного отношения к природе. Кроме центра природы в группе, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, оборудован центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Для развертывания этой деятельности предложено оборудование – мерные кружки, песочные часы, секундомеры, пробирки, формочки, нестандартные мерки; различный природный и бросовый материал: вода, глина, земля, песок, камни, деревянные палочки. Организуя игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Дети любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности ребёнка. Для игр с песком мы подобрали совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки. Основной вид деятельности детей — игра. Центр патриотического воспитания позволяет формировать у ребенка такие основы личностной культуры, которые соизмеримы с общечеловеческими, духовными ценностями и помогает детям войти в мир национальной культуры. Способствует расширению и углублению детской компетентности о культуре, и истории народов Урала. Формировать эмоционально – положительное отношение к этнокультурному наследию региона. Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности. В работе поддерживается тесная связь с семьей. Центр познавательного развития знакомит с трудом людей в быту, бытовой техникой, с трудом людей разных профессий: самим процессом, орудиями труда, результатом. Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо деятельности и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметнопространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному. Предметно-пространственная среда Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметнопространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию. 3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События Организации. Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. К событиям относятся не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация; режимный момент, традиции утренней встречи детей; индивидуальная беседа; общие дела; совместно реализуемые проекты; праздники и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы МБДОУ детский сад № 72, группы, ситуацией развития конкретного ребенка. Проектирование событий в МБДОУ - детский сад №72, осуществляется в следующих формах: - разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); - создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т.д.); - другое. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл событий, на основе которого педагогические работники планируют работу с группами и подгруппами воспитанников, а также индивидуальную работу с детьми в рамках планируемых событий. 3.3. Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим этапам: − погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии и пр.); − разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты; организация события, которое формирует ценности. Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз. Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на основе ценности. События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть интегративными. Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Гражданскопатриотическое воспитание Международный день мира – 21.09 Осенний праздник «Встречаем Осень» - 6.10 Праздник «День Народного Единства – 4.11 Трудовое воспитание Экологическое воспитание Духовнонравственное воспитание День Международный Развлечение здоровья – день чистого «Первый праздник 23.09 воздуха для сентября» - 1.09 голубого неба – Международный 7.09 день благотворительности – 5.09 Всемирный Международный день хлеба – день пожилых людей 16.10 – 1.10 Синичкин день – Всемирный день 12.11 домашних животных – 30.11 Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Час мужества «Живая Память», посвящённый Дню Неизвестного Солдата – 3.12 День защитника Отечества – 23.02 Подготовка и установка с воспитанниками кормушек для птиц, организация подкормки пернатых -1.12 День заповедников и национальных парков России – 11.01 Выращивание рассады в «Огородах на окне». Сороки или Всемирный день жаворонки – водных ресурсов – 22.03 22.03 Конкурс «Веселый скворечник». День День Международный космонавтики – работников день птиц – 1.04 12.04 скорой Международный Развлечение помощи – день Земли – 22.04 «Если очень 18.04 захотеть – можно в космос полететь» День Победы – Праздник Тематические 9.05 Весны и занятия в старших Праздник Труда – 1.05 и «Давайте подготовительных вспомним про группах на темы: войну» «Почему случаются лесные пожары?», «Растения под охраной» - 20.05 Пушкинский День Всемирный день день – 6.06 Эколога – окружающей День России – 5.06 среды – 5.06 12.06 Конкурс чтецов, посвящённый Дню Матери «Самый близкий и родной человек – мама!» 25.11 Всемирный день «Спасибо» - 11.01 Литературномузыкальная гостиная «Несовместимы дети и война» - 26.01 Международный женский день – 8.03 Всемирный книги – 23.04 день Международный день семей – 15.05 Июль Август Тематическая Международный неделя «Природа день дружбы – 30.07 и я – верные друзья». Праздник «Люблю березку русскую». Тематическая неделя «Жизнь полная чудес» Праздник «Красный, Желтый, Зелёный» 10.08 3.4. Основные понятия, используемые в Программе 1. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; 2. Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются разновидностью образовательных ситуаций. 3. Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде. 4. Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессиональнородительская). 5. Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе. 6. Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности. 7. Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их последствиях. 8. Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и Организации, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметнопространственную среду, деятельность и социокультурный контекст.