Программа доп.образования Всёзнайка

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АКАДЕМИЧЕСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 72
620095 г. Екатеринбург, ул. Соболева,17, ИНН/КПП
6658439616/665801001 Телефон: (343) 300-18-43
Принято:
на педагогическом совете
МБДОУ-детского сада № 72
Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

Утверждаю:
Заведующий
МБДОУ – детский сад № 72
В.Ю. Жигулева
Приказ № 155-О от «30» августа 2023 г.

Дополнительная общеразвивающая
программа
«ВСЁзнайка»

Срок реализации: 1 год
Составитель: Портнова К.О

Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая
программа по формированию
элементарных математических представлений и подготовке детей к обучению
грамоте у детей 6-7 лет, разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Данная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от
6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по
познавательному развитию (ФЭМП), по звуковой культуре речи и подготовке детей
к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников. Развивающие
задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Методика программы учитывает возрастные особенности дошкольников и
дидактические принципы развивающего обучения. Тематика программы
способствует познавательному развитию, расширению словарного запаса,
активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким
способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении
элементарных сформированных математических и грамматических категорий,
активизации отработанной лексики.
Работа осуществляется под руководством педагога. Она планируется и
корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа
проводится 2 раза в неделю 30-40 минут. Все полученные знания и умения
закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года
предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку
уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Дополнительная общеразвивающая программа «Всезнайка» разработана на
основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.
Вераксы, Т.Е. Комаровой. М.А. Васильевой, а также на основе парциальной
программы «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, реализуемая
программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического
характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72;
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014);
• СанПиН 2.4.1.3049-13; • Устав ДОУ;
• ФГОС ДО.

2. Цель:
Целью программы является формирование основ элементарных
математических представлений, развитие и совершенствование речевой
деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта
ребёнка, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к
жизни в современном обществе, к обучению в школе.
3. Задачи:
•
развитие логического мышления и творческих способностей
•
развитие математических способностей
•
формирование представления о числе, о величине, о
геометрических фигурах о количественных отношениях, о временных
отношениях
•
совершенствование навыков счета
•
развитие личностных качеств
•
развитие навыков самоконтроля и самооценки
•
обучение самостоятельному решению поставленных задач,
выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
•
овладение мыслительными операциями (анализ и синтез,
сравнение, обобщение, классификация)
•
развитие произносительной стороны речи детей
•
развивать словарный запас детей
•
развитие грамматического строя речи
•
развитие связной речи
•
развитие звукобуквенного анализа слова
•
развитие слухового внимания и фонематического восприятия
•
формирование элементарных навыков чтения и первоначальных
навыков письма.
4. Основными принципами программы являются:
• умственного развития дошкольника;
• индивидуализации:
создание условий
для наиболее
полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
• индивидуальный подход: максимально учитываются индивидуальные
способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
• гуманность: ребенок рассматривается как активный субъект с
педагогом в деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения
для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала
каждого ребенка и его самореализацию.

5. Формы организации:
•
Традиционные
•
Комбинированные
•
Практические
•
Игры, конкурсы
6. Методы:
•
Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение,
диалог, рассказ);
•
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры,
конкурсы);
•
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
•
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков,
плакатов, фотографий;
•
Показ мультимедийных материалов
7. Работа распределяется по разделам:
• Числа и операции над ними (количество и счет, прямой и обратный счет
в пределах 10)
• Ознакомление с геометрическими и пространственными фигурами
• Определение величины, объема.
• Ориентировка
во времени и в пространстве, знакомство с
пространственными и временными соотношениями.
• Решение логических задач, формирование мыслительных операций
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
• Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
• Развитие звукобуквенного анализа слова, формирование понятий звук,
слово, предложение
• Обучение чтению, пересказыванию, активизация устной речи. •
Формирование первоначальных навыков письма.
8.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет. Это
определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В этой фазе,
т.е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем
успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная
активность ребёнка.
9.

Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

Возраст
обучающихся
6-7 лет

Кол-во
занятий
в неделю
2

Кол-во
занятий
в месяц
8

Кол-во
занятий
в год
56

Продолжительность
занятия
30-40 мин

10. Преемственность.
Программа предполагает:
•
Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего
школьного обучения.
•
Формирование личности ребёнка.
•
Основа для дальнейшего знакомства детей 6-7 лет с
математическими и речевыми навыками.
11. Критерии мониторинга: В качестве контроля в конце каждого
месяца работы проводится диагностика уровня развития детей с целью
проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа
строится исходя из основных задач каждого этапа.
Обучение по программе детей 6-7 лет.
Особенности детей 6-7 лет.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со
старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и
средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает
30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей
отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В
результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается
диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к
школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны
с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают
формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация,
формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает
высоким уровнем познавательного и личностного развития.

Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень
сформированности элементарных математических представлений детей 6-7
лет:
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие
общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.
Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его
частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
Считать до 10 и дальше.
Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа
натурального ряда в пределах 10.
Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание,
пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и
сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между
величиной меры и числом.
Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать
целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар,
куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по
условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в
предметах реального мира.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист,
страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и
направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по
часам с точностью до 1 часа.
- Знать состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух
меньших.
Знать как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу
к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
Знать как получить каждое чисто второго десятка, прибавляя единицу
к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней
недели, времен года.
Иметь представление о единице измерения длины; веса; объема;
денежных единицах.

О временных интервалах: временем суток, года. - Об определении
времени по часам
О количественной характеристике числа.
Развито зрительно-пространственные представления
Графо-моторные навыки, уметь правильно расположить и двигать
рукой для письма
Знать буквы русского алфавита;
Уметь правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово»,
«предложение»;
Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;
Сформированность навыка чтения:
Овладение звукобуквенными обозначениями;
Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого
слова;
Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в
качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения,
текста.
Список литературы:
1. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития
математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера,
2015. - 112 c.
2. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических
представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
3. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических
представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.
- 673 c.
4. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз ступенька, два ступенька...». Математика
для детей 5-6 лет, Часть 1, Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2018
5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики
для дошкольников: методические рекомендации. Часть 1. — М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2018
6. Федосовой Н.А., Коваленко Е.В., Дядюновой И.А. «Преемственность:
программа по подготовке к школе детей 5-7 лет». – Изд-во «Просвещение», 2019. –
с.159
7. Евдокимова Л.А. «Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР» Изд-во
«ВЛАДОС», 2018. – с.96

Приложение
Игры по формированию элементарных математических
представлений
«Художники»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе
продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает
о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно
других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми
элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги.
В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и
узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед
избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу,
слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
«Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не
достает какой-либо части.
Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических
фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает
какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она
формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно
одновременно убрать две детали.
«Угадай, какое число пропущено»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное
число.
Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1
до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.
Содержание. В расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности
натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли
какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку.
После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную
карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число,
получает флажок.
«12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает
их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в
соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев»
Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает
вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания
усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни
пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови
сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое
время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок
с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие
рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или
времени года.
«Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд
пуговицами от 2 до 10.
Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10
стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их
число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится
за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его
карточке.
«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны
рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом
верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу прямоугольник, в середине - треугольник.
«Кто быстрее подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
Материал. 6-8 коробок разного размера.
Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог
объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие,
широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки
нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру.
Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные
по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей
предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно,
что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд
(например, от самой высокой до самой низкой).

«Калейдоскоп»
Цель: умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько
признаков сразу.
Материал. Демонстрационный: несколько калейдоскопов; образец сложного
орнамента с тремя осями симметрии, включающего элементы двух, трех цветов,
двух форм,
Раздаточный: листы бумаги с начерченными осями, правильный
шестиугольник клей, кисточки для клея, элементы для создания орнамента,
аналогично образцу по 6 экземпляров каждого вида геометрических фигур.
Содержание. В. обращается к детям: «Сейчас я вам раздам калейдоскопы.
Каждый посмотрит несколько раз, повернет и передаст соседу. Вы видели красивые
узоры, но в калейдоскопе узор не сохраняется, при малейшем движении он
изменится. А сегодня мы сделаем картинку как в калейдоскопе, только
остановившуюся». В. показывает орнамент: «Посмотрите, какой красивый, но
очень сложный узор. Он состоит из разных фигур. Давайте рассмотрим, какие здесь
фигуры, по каким признакам они различаются и как расположены». Педагог и дети
выясняют, что узор составлен из фигур двух форм, каждая форма имеет две
разновидности и три цвета. Затем педагог обращает внимание на взаимное
расположение фигур, на то, каждая фигура повторяется шесть раз. После этого
педагог предлагает детям разложить свои фигуры так же как в орнаменте-образце.
Затем фигуры приклеиваются и анализируются.
«На что это похоже»
Цель: развитие умственных способностей.
Содержание. В. предлагает детям 9-10 картинок поочередно, дети говорят на
что это похоже. Вне занятия в течение дня дети самостоятельно рисуют
собственные картинки и предлагают другим детям сказать, на что это похоже.
«Сравни и заполни»
Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа
расположения фигур.
Игровой материал: набор геометрических фигур.
Содержание. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою
табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их
расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в
них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с
заданием.
«Клумба»
Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния
между ними.
Материал. Наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с
изображением цветов (по 7 штук), карточки с 2 свободными полосками.

Содержание. На наборном полотне в 2 ряда точно один под другим
расположены по 6 рисунков маков и астр. В. говорит: «Представьте себе, что это
клумба и на ней в два ряда растут цветы. Сколько маков? Давайте все вместе
сосчитаем! Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно
сказать? Давайте проверим. Коля, громко сосчитай астры! Сейчас я пересажу маки
и астры. В. размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между
астрами. Что изменилось? Как теперь растут маки? Астры? Поровну ли теперь
цветов? Как можно доказать, что цветов поровну? (Добавляет 1 мак).
Сколько стало маков? Как мы получили 7 маков? Каких цветов теперь больше
(меньше)? Как доказать, что маков больше? Какое число больше? (меньше:6 или
7?) Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, - чем астр?
«Путешествие»
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
Содержание. Педагог обозначает направление на полу групповой комнаты
стрелка; разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает
красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага
и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе
детей.
«Сколько разных игрушек»
Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в
любом направлении, не пропуская ни один предмет.
Материал. Наборы игрушек, числовые фигуры с количеством кружков от 6
до 10 (по 3-4 карточки на каждое число); карточки, на которых нарисованы разные
предметы в количестве от 5 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число, (причем
предметы расположены по-разному: по кругу, в два ряда, по вертикали или
горизонтали) 1-2 карточки на каждого ребенка.
Содержание. В. ставит на стол три группы предметов в ряд и спрашивает:
«Как узнать, сколько разных игрушек?» 0дному ребенку предлагает сосчитать
какие-либо игрушки слева направо, а другому - эти же игрушки - справа налево. В
заключении спрашивает: Как дети считали игрушки? Изменился ли результат
счета? И делает вывод: «Когда нужно узнать, сколько предметов, их можно считать
в любом направлении, результат получится один и тот же». В. помещает на доску
3 числовые фигуры, а карточки с изображением предметов раскладывает на столе
рисунками вниз. Затем обращается к детям: «На столе лежат карточки рисунками
вниз. Те, кого я вызову, должны взять по одной карточке, сосчитать, сколько
предметов на ней нарисовано, найти на доске карточку, на которой нарисовано
столько же кружочков, и поставить под нею свою. Выиграет тот, кто правильно и
быстрее других сделает это».
«Найди свою фигуру»
Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры,
выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал. Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной,
круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные
соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических
фигур.
Содержание. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик
геометрические
фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из
ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно
возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая
активность детей„ дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя
же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.
«Пляшущие человечки»
Цель: развивать зрительное внимание, навыки счета.
Содержание. Дети в течение 1 минуты рассматривают карту-схему, на
которой схематически изображены «пляшущие человечки» (4 раза по 4 фигурки).
Время засекается по песочным часам. 3а 1 минуту, они должны сосчитать только
тех человечков, которые стоят смирно, и обозначить их количество цифрой
(карточкой). Выполнив задание, дети проверяют друг друга.
«Который по счету»
Цель: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.
Материал: 5 елочек и 5 березок (плоскостные цветные изображения на
подставках), 7 разных игрушек.
Содержание. В. обращается к детям: «Что это? Как назвать, одним словом?
Сколько всего деревьев. Коля, пойди и сосчитай! Что сделал Коля? Что мы узнали?
Когда мы считаем: «один, два, три …, то, что мы узнаем? Если нам надо узнать, на
каком месте эта березка (указывает на последнюю), то, как мы будем считать?
Верно, мы будем считать по подряд. Кто хочет посчитать по порядку? Которая по
счету последняя березка. А на каком месте высокая березка? Сколько всего
березок? Аналогично проводится работа с елочками.
Педагог ставит в ряд 7 игрушек. Сколько всего игрушек? Надя, посчитай! В
каком направлении Надя считала игрушки? Что он, а 9 и узнала? Витя посчитай
игрушки слева направо. В каком направлении считал Витя? Изменился ли результат
счета? Почему не изменился результат? Верно, когда, надо узнать, сколько
предметов, то считать можно в любом направлении, результат будет одинаковым.
Саша, посчитай игрушки справа налево и скажи, на котором месте стоит матрешка?
(на третьем) и т. д.
«Поставь игрушку на место»
Цель: закрепить представление о количественном составе из единиц чисел от
2 до 5.

Материал. Набор игрушек (5 матрешек и 10 разных игрушек). Карточки с 2
свободными полосками, подносы с мелкими игрушками (5 видов).
Содержание. В. предлагает одному ребенку взять 3 матрешки и поставить на
стол слева, a другому взять 3 разные игрушки и поставить на стол справа. Затем
спрашивает: «Сколько матрешек слева? Сколько разных игрушек справа и сколько
их всего? Поровну ли игрушек справа и слева? Как вы узнали? Как доказать, что их
поровну? Сколько надо взять разных игрушек, если я назову число 3 (4). В.
вызывает нескольких детей по очереди и предлагает им принести 4, 5, 6, 7 разных
игрушек, сколько их всего? Затем детям дается задание: на верхнюю полоску
карточки поместить 3 (4 (разные игрушки, а на нижнюю 4 (5). Выполнив задание,
дети отвечают на вопросы: «По сколку у вас разных игрушек? (на верхней, нижней
полосках). Как получилось 3 (4) игрушки? На какой полоске игрушек больше
(меньше) Как вы это узнали? Какое число больше (меньше)? На сколько меньше
(больше)?
«Что звучит и сколько»
Цель: упражнять в порядковом счете звуков.
Материал. Барабан, металлофон, 2 палочки, бубен, погремушка, ширмочка.
Содержание. В. размещает на столе барабан, металлофон, палочки, бубен,
погремушку. Предлагает детям сначала послушать, как звучит каждый инструмент,
затем ставит ширмочку и говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. Надо будет
угадать, на каких инструментах я играла, и сколько всего было звуков? Педагог
извлекает 3 звука. Ребенок отвечает: «Один раз вы ударили по барабану, 1 раз по
металлофону, 1 раз палочкой, всего было три звука». Задание повторяется —
педагог извлекает от 2 до 5 звуков.
«Танграм»
Цель: учить составлять силуэты по образцу.
Содержание. Составление силуэта зайца (по образцу и той же величины)
дети проверяют друг друга. Воспитатель учит объяснять свои действия (называть
расположение составных частей по порядку). Потом дети (по выбору составляют
фигуры по расчлененному образцу.
«Геометрическая мозаика»
Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру,
ориентируясь на образец.
Содержание. Организуя игру, В. заботится об объединении детей в одну
команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают
задания разной трудности: составление изображения – предмета из геометрических
фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному
образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека - девочка в платье), работа
по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые
наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о

способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходные материал.
Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании
геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы
предмета из нескольких фигур. В заключение дети анализируют свои фигуры,
находя сходства и различия в решении конструктивного замысла.
«Угадай, какой по счету цветок»
Цель: закрепить навык порядкового счета.
Материал. Наборное полотно с 3 полосками, набор предметных картинок с
изображением разных цветов (9 штук).
Содержание. На наборном полотне в ряд В. ставит 7 различных цветков и
говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который по счету цветок я
спрятала?» Посмотрите, сколько всего цветков? Как составлена группа из цветков?
выслушав, ответь; детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком
порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по
счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку? Ребенок считает: Первый
— голубой, второй - зеленый. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1
цветок. Упражнение повторяется несколько раз.
«Чем отличаются полоски?»
Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.
Материал. Наборы из 10 полосок разного цвета, равномерно
увеличивающиеся по длине от 2 до 10 см, и полоски-мерки длиной в 1 см.
Содержание. В. предлагает детям положить полоски перед собой и задает
вопросы: «Чем отличаются полоски друг от друга? Сколько всего полосок? Как
составлена группа из 10 полосок разного цвета?»3атем предлагает положить
полоски в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной, предупреждает, что
надо сразу выбрать нужную по порядку полоску, примеривать и менять полоски
местами нельзя. Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе. После этого В.
обращается к детям: «Сколько всего полосок? Как составлена лесенка из 10 полосок
разной длины?) Какая полоска самая короткая, какая длиннее, какая - еще
длиннее?». «Равны ли эти ступеньки? - спрашивает детей В. - Как можно проверить,
на сколько каждая полоска длиннее или короче соседних? Измерьте ступеньки
вашей лесенки меркой! Посмотрите, равны ли они? Верно, ступеньки наших
лесенок равны, каждая следующая полоска на один и тот же кусочек длиннее
соседней. Поэтому и лесенки наши ровные. Сейчас мы поиграем. Закройте глаза, а
я уберу одну из полосок. Откройте глаза, и угадай те, какую по счету полоску я
спрятала?» Упражнение повторяется.
«Сгруппируй фигуры»
Цель: учить группировать фигуры по указанным признакам.
Содержание. В. предлагает детям вынуть из конвертов фигуры и разложить
перед собой, затем спрашивает: «Как можно сгруппировать фигуры? Сколько

групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько
фигур войдет в группу прямоугольников? (кругов)». Дети группируют фигуры.
«Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов? (овалов, треугольников,
прямоугольников). Каких фигур больше? Почему вы так думаете? Каких фигур
поровну? Как еще модно сгруппировать фигуры? (по цвету). Сколько будет
групп?». (Дети группируют фигуры по цвету, а затем по размеру).
«Собери правильно»
Цель: упражнять в мысленном объединением предметов в группы, в
образовании множеств.
Содержание. В. указывает на таблицу с изображениями разных овощей, и
Фруктов и задает вопросы: «Что здесь нарисовано? Какой формы овощи? (Фрукты).
Какого цвета овощи (фрукты)? Как можно сгруппировать эти предметы? Сколько
тогда получится групп? и т. д.
«Заполни квадрат»
Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам.
Игровой материал. Набор геометрических фигур, различных по цвету и
форме.
Правила игры. Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами,
любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый
квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в
соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху)
были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно
менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто
сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.
«Каких фигур не достает»
Цель: упражнять детей в последовательной анализе каждой группы фигур,
выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп.
Материал. Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и
малые (круг, треугольник, квадрат (трех цветов).
Содержание. Распределив между играющими таблички, В. объясняет
задание: каждый игрок должен проанализировать фигуры первого ряда. Внимание
обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых
расположены малые фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым легко
увидеть, что в нем недостает квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется
пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с
красным квадратом. Игру можно разнообразить, по-иному расположив в таблице
фигуры и знаки вопроса.
«Торопись, да не ошибись»
Цель: закрепить знания состава чисел первого десятка.

Материал. Наборы карточек с числами и примерами на сложение в пределах
10.
Содержание. Игру начинают с того, что в центральный круг помещают
карточку с числом, больше 5. Каждому их 2 играющих необходимо заполнить
клеточки на своей половине рисунка, положив на знак ? карточку с таким числом,
чтобы при сложении его с записанным числом получилось то число, которое
помещено в круг.
Работа с любыми головоломками
(«Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др).
В процессе работы с головоломками у детей формируются и
совершенствуются
образное
мышление,
комбинаторные
способности,
практические и умственные действия. Кроме того, у детей развиваются волевые
качества: настойчивость, целеустремленность, произвольность деятельности.
Совершенствуется умение давать развернутые учебные высказывания разной
сложности. В процессе выполнения заданий с головоломками отрабатываются
(закрепляются и совершенствуются) умения и навыки детей, полученные на всех
предыдущих занятиях.
Игры по формированию речевого развития
«Цепочка слов»
Цель: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах,
расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.
Содержание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из
играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и
именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий
- на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов.
«Живые буквы»
Цель: закрепить навыки звукобуквенного анализа.
Содержание. Взрослый показывает картинку и называет по ней слово,
которое они будут составлять. Роль каждой из букв будут выполнять дети, у
которых спереди прикреплены карточки с буквами. Дети Должны построиться в
ряд так, чтобы можно было прочитать заданное слово. Слова подбираются простые,
без орфограмм. Например, мак, кот, дом, мышка, столик и т. д.
«Топни - хлопни
Цель: научить ребенка различать похожие между собой звуки.
Содержание. Взрослый сообщает ребенку: «Сегодня мы будем учиться
слышать звуки и отличать их друг от друга. Для задания выбираются звуки,
какимто образом похожие друг на друга: например, О-У, Ы-И, М-Н, К-Т, П-Т и т.
д. - для детей 5 лет, пары согласных по глухости-звонкости (В-П, Д-Т, Г-К, В-Ф) и
по твердости-мягкости (М-М', Т-Т', К-К' и др.).

Игра «Выбери картинки»
Цель: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на
заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.
Содержание. Взрослый раскладывает картинки на столе, дает инструкцию
ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на
определенный звук, например звук [к]. Затем взрослый четко называет все
картинки, а ребенок выбирает из них подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта,
танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла ит. д.)
«Разложи на кучки
Цель: научить детей выделять начальный звук в слове.
Содержание. Взрослый раскладывает картинки на столе, называет их, затем
дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько кучек
по начальному звуку.
«Повтори за мной слова»
Цель: тренировать детей в звуковом анализе, научить их выделять заданные
звуки в словах.
Содержание. Взрослый произносит ряд сначала из 5-6, затем из 8-10 слов и
дает ребенку задание запомнить и повторить только те слова, в которых есть
определенный звук, например, звук [М]. Дается такой ряд слов: мама, кот, мыло,
дом, паук, мост, бант, муха, нога, лимон. Из них ребенок должен повторить
следующие слова: мама, мыло, дом, мост, муха, лимон.
«Найди звук»
Цель: научить детей слышать начальный и конечный звуки в словах, развить
их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение
звуков.
Содержание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
детей. Взрослый говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову предметы,
изображенные на них, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какой звук есть
во всех этих словах». Затем взрослый показывает и называет ряд картинок, которые
начинаются, например, со звука [К]: кот, конь, кофта, колесо, кукла, конфета, а дети
должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они
должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К], придумать несколько
своих слов с этим звуком.
«Из одного слова - много слов»
Цель: научить детей составлять новые слова, используя буквы,
содержащиеся в длинном слове, развить навыки звукобуквенного анализа.
Содержание. Играющие должны составить из букв, входящих в какое-либо
одно длинное слово, как можно больше других слов. Составленные слова Должны

быть существительными в именительном падеже. Буквы можно употреблять в
любой последовательности, но в придуманных словах буква не должна повторяться
чаще, чем в исходном слове.
Игра «Звуковое лото»
Цель: тренировать детей в определении местоположения заданного звука в
слове: в начале, середине или конце.
Содержание. Ребенок рассматривает и называет картинку с заданным
звуком, затем кладет ее на первый, второй или третий квадратик в полоске в
зависимости от его местоположения в этом слове. Начало слова - когда все
остальные звуки идут после заданного звука, середина слова - другие звуки стоят
до й после заданного, конец слова - остальные звуки стоят перед заданным звуком.
Например, ребенку даны картинки со звуком [м]. На полоске они располагаются в
квадраты в следующей последовательности: мак - сумка - дом.
«У кого больше слов?»
Цель: научить детей находить на картинке или придумывать слова с
заданным звуком.
Содержание. Играть можно с одним ребенком или с группой детей.
1
вариант. Взрослый показывает сюжетную картину (например, «Лес») и
предлагает ребенку найти на ней как можно больше слов с заданным звуком.
За каждое слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал
больше фишек.
2
вариант. Взрослый называет детям звук и показывает картинки со
словами, в которых есть этот звук.
Затем картинки убираются, а дети должны назвать как можно больше слов по
памяти. За каждое слово ребенок тоже получает фишку. По мере тренировки играть
можно и без картинок, перебрасывая мяч между играющими и называя слова с
условленным звуком.
«Замени звук»
Цель: научить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные,
называть получившиеся таким образом новые слова.
Содержание. Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить
первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью
мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух
получившееся слово.
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования
картинок.
«Назови гласные»
Цель: тренировать детей в выделении из слова гласных звуков.

Содержание. Взрослый произносит слова по слогам, выделяя и протягивая
гласные. Затем произносит только гласные в той последовательности, как они
стояли в слове.
При необходимости взрослый помогает ему в правильном делении слов на
слоги. Сначала для игры подбираются двусложные слова с прямыми слогами, в
которых гласные звуки не изменяются в зависимости от ударения или
орфографического правила, т. е. слова пишутся и произносятся одинаково
(исключаются слова типа оса, дорога, шина, лето), затем одно- и трехсложные слова
и содержащие стечение согласных.
«Что получилось?»
Цель: упражнять детей в повторении и запоминании целых слов.
Содержание.
1
вариант. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает
называть слова, в которых опускает первый звук. Ребенок должен найти это слово
по картинкам и назвать его. Например, (з)амок, (к)ошка, (м)ашина, (п)латье, (в)агон
и т. д.
2
вариант. Взрослый подбирает слова так, чтобы все они начинались с
одинакового звука. Он дает ребенку задание произносить каждый раз какой-то
определенный звук, а сам после этого договаривает слово целиком.
«Договори слово»
Цель: тренировать детей в добавлении к слову заданного звука или слога.
Содержание.
1
вариант. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает
произносить первый слог слова, а ребенок должен найти подходящую картинку и
договорить недостающий слог в этом слове. Например, вил(ка), ар(буз), зме(я),
ли(са) и т. д.
2
вариант. Ребенок произносит начальный слог, заранее условленный, а
затем взрослый договаривает оставшиеся 1-2 слога, и они вместе повторяют
получившееся слово целиком. Например, ка(ша), ка(рета), ка(мыш), ка(мень),
ка(бан), ка(чели).
3
вариант. Теперь взрослый произносит начало слова, а ребенок
договаривает недостающий заранее условленный последний слог и повторяет
слово целиком. В зависимости от произносительных возможностей ребенка
взрослый может подобрать слова, исключая звуки, которые ребенок произносит
неправильно, или, наоборот, слова с определенным звуком, чтобы закрепить у
ребенка правильное произношение звука.
«Вставь звук вторым в слово»
Цель: совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Содержание. Взрослый подбирает слова и предлагает ребенку вставить в них
вторым какой-то определенный звук, чтобы получилось новое слово.

«Какого звука не хватает?»
Цель: совершенствовать у детей навыки звукового анализа.
Содержание. Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на
столе и называет, заменяя нужный звук паузой.
Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей
картинки и определить пропавший в нем звук.
«Выбери звук»
Цель: закрепить правильное произношение отдельных трудных для ребенка
звуков, развить умение добавлять недостающий заданный звук в конец слова и
произнести слово полностью.
Содержание. Взрослый предлагает ребенку закончить слово звуком, выбрав
подходящий из двух или трех предложенных.
Слова подбираются в зависимости от произносительных возможностей
ребенка: исключаются слова со звуками, которые он не может произнести
правильно.
«Угадай слово по гласным»
Цель: совершенствовать навыки звукового анализа детей.
Содержание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и предлагает
найти среди них слово, в котором гласные расположены в заданной им
последовательности. Он произносит только гласные, выделяя ударный.
Сначала ребенку предлагаются слова из двух прямых, обратных или
закрытых слогов, а по мере тренировки трех-четырех-пятисложные слова.
«Переставь слоги или звуки»
Цель: тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы или
слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.
Содержание. 1 вариант. Взрослый называет ребенку слова и предлагает
поменять в них местами буквы или слоги, а затем повторить новое слово.
По мере тренировки можно играть с группой детей, когда слово с
переставленными звуками или слогами загадывают водящему, а он должен его
отгадать: лок - кол, мод - дом, зако - коза, бары -рыба.
2 вариант. Взрослый показывает сначала на простых примерах, что
некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы (рос
- сон, тело - лето, луг - гул, лес - сел) или слоги (ложа - жало, лыко - колы, насос сосна). Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них
количество букв.
«Прохлопай слово»
Цель: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от
количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью
хлопков.

Содержание. Взрослый произносит слово, а ребенок Должен отхлопать
каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он
насчитал.
В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков,
при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление
слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой - во
второй слог.
«Придумай слово с определенным количеством слогов»
Цель: тренировать детей в составлении слов с определенным количеством
слогов.
Содержание. Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное
количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по
картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и
произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим
придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь
из детей.
Игра «Наоборот»
Цель: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого
звука в слоге на мягкий или, наоборот, мягкого на твердый.
Содержание. Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в
мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук.
Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый
подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит
правильно.
«Выложи
слог, который услышишь»
Цель: развить навыки фонематического анализа и чтения, мелкую моторику
детей.
Содержаниее. Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие
звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить
буквы соответствующие звукам из палочек, спичек или фасоли.
«Повтори за мной слоги, выделяя ударение»
Цель: научить детей повторять за взрослым слоги с заданным ударением.
Содержание. Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение, а
ребенок прослушивает и старайся повторить, соблюдая расположение ударного
слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов.
«Распутай слова»
Цель: тренировать сообразительность детей, умение переставлять слоги в
одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

Содержание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет
слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую
картинку и назвать слово правильно.
«Преврати одно слово в другое»
Цель:
совершенствовать
навыки
звукобуквенного анализа,
умение превращать одно слово в другое с помощью перестановки звуков или
слогов.
Содержание. Игра предназначена для детей, имеющих начальные навыки
чтения. Взрослый предлагает ребенку назвать слово по картинке и прочитать слово
около нее. Когда он заметит, что написано не то, что изображено на картинке,
взрослый показывает, как превратить заданное слово в нужное: переставить слоги
местами, заменить один звук на другой, добавить недостающий звук.
«Скажи нужное слово»
Цель: закрепить у детей обобщающие понятия, Расширить их словарный
запас.
Содержание. Взрослый предлагает ребенку, перебрасывая мяч, называть
слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города.
Проигравшим считается тот, кто не сможет придумать слово, когда у него окажется
мяч. Называемые игроками слова не должны повторяться.
«Он - Она - Оно»
Цель: закрепить у детей понятие о роде предметов.
Содержание. Взрослый раскладывает на столе картинки и начинает
формировать из них кучки, объясняя детям, что в первую кладутся предметы,
которые можно назвать словом «он», во вторую - «она» и в третью - «оно». Затем
ребенок продолжает раскладывать картинки самостоятельно. Взрослый при
необходимости помогает ему, задавая наводящие вопросы: Стол - он или она?
Яблоко - она или оно?


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».