01.03.2021
Здоровый
образ жизни - это такое поведение, стиль жизни, который способствует
сохранению и укреплению здоровья, и
учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.
Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и
мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Актуальность программы
«Разговор о здоровье и правильном питании» заключается в том, что практически
все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. Несмотря на
это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности
правильного питания. Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Программа «Разговор о здоровье и
правильном питании» предусматривает следующую цель: сформировать
у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье,
и в первую очередь о важности правильного питания, как составной
части сохранения здоровья.
Для решения цели были поставлены
следующие задачи:
- Создать условия для становления у детей ценностей здорового образа жизни; бережного отношения к своему организму, представления о том, что вредно и полезно для здоровья;
- Продолжать знакомить детей с полезными продуктами питания (как правильно есть, как соблюдать режим питания); с разнообразием фруктов, овощей, ягод и их значением для организма; со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека; с полезными блюдами для праздничного стола.
- Способствовать развитию навыков питания как составной части здорового образа жизни.
Рассмотрим некоторые из тем "Разговор о правильном питании".
Так, тема "Самые полезные продукты" направлена на формирование у
детей представления о значимости различных продуктов питания для здоровья. В
содержании курса нет деления на полезные и вредные продукты (что нередко можно
встретить в других обучающих курсах). Авторы "Разговора о правильном
питании" намеренно избегают такого резкого деления, ведь при этом оценки,
сделанные воспитателем в ходе занятия, могут противоречить традициям питания,
сложившимся в семье. Можно ли, к примеру, говорить ребёнку о вреде бутербродов
с колбасой, если дома он обычно ест их на завтрак и ужин? Поэтому предлагаем
оценивать продукты как очень полезные (те, которые нужно есть ежедневно);
полезные, но употребляемые не каждый день; и те, которые есть можно, но
нечасто. К сожалению, полезность того или иного продукта, блюда далеко не
всегда определяет его популярность среди детей. Какой малыш добровольно
откажется от шоколадки в пользу овсяной каши, даже если он знает, что каша
поможет ему стать сильным и крепким? А что, если ребенок сам будет
контролировать свой рацион? Одно из заданий включает в себя заполнение
специального дневника, где нужно записывать или наклеивать изображения самых
полезных продуктов и блюд, которые малыш съел в течение дня. Никто не запрещает
ребенку есть любые блюда, но в дневнике
должны быть отмечены только самые-самые. Так, незаметно для самого себя ребенок
привыкает оценивать полезность своего ежедневного рациона. Выполняя игровые
задания, дети должны собрать для себя корзину самых полезных продуктов. Для этого
могут быть использованы рисунки и наклейки из тетради; муляжи продуктов.
Тема "Как правильно есть" направлена на формирование у дошкольников
представления о гигиене и режиме питания. В ходе занятия дети выделяют для себя
пять основных правил гигиены питания: "Мою руки перед едой с мылом",
"Мою фрукты и овощи перед едой", "Ем небольшими кусочками , не
тороплюсь", "Не разговариваю во время еды", "Ем в
меру". Таким образом, у малышей формируются полезные навыки самоконтроля и
самооценки. Дело в том, что традиционно с самого раннего возраста ребенок
привыкает к внешней оценке (со стороны родителей, воспитателя и т.д.). Между
тем, реализация установки на здоровый образ жизни невозможна, если ребенок не
умеет прогнозировать и оценивать предполагаемые результаты собственного поведения.
Тема "Из чего варят каши"
рассказала детям о полезных свойствах этого блюда – прекрасного варианта
завтрака (очень полезно, недорого и просто в приготовлении). Однако в
большинстве семей каша сегодня не входит в ежедневный рацион питания,
поскольку, как уверяют мамы, их дети "не любят каши". Можно ли
сделать так, чтобы каша понравилась детям? На занятиях ребята узнали о том, как
превратить привычную для них кашу в необычное, вкусное блюдо. Дети получили
представление о наиболее распространенных продуктах – источниках витаминов,
узнают о том, какие продукты могут использоваться в качестве кладовой витаминов
зимой и осенью
Особый интерес у детей вызывает практическая и игровая деятельность. После специальных занятий по теме организуется работа в зонах практической деятельности (работа с тестом, посадка лука, и т. д )
А также
проводятся сюжетно-ролевые и дидактические игры («Семья», «Кафе»,
«Магазин», «Юные поварята», «Весы», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек»,
«Что вокруг нас вкусное» и т.д. В процессе игры и практической
деятельности дети закрепляют полученные знания, у них формируется
осознанное отношение к своему здоровью, усваиваются культурно —
гигиенические навыки, дети упражняются в разных видах деятельности, например,
составление рассказов, разыгрывание сценок, рисование.
Программа
«Разговор о здоровье и правильном питании» реализуется в детском саду с 2016 учебного
года, и за эти годы удалось добиться следующих результатов:
• Значительно расширился диапазон знаний и умений
воспитанников, связанных со здоровым образом жизни, познанием себя, своих
потенциальных способностей и возможностей.
• У детей
повысилась осведомленность о правилах здорового питания.
• Изменились предпочтения детей в питании. Дети охотнее
выбирают продукты, полезные для здоровья.
• Родители и дети отмечают, что стали больше времени
уделять подготовке семейных праздников, используя при подготовке знания,
полученные на занятиях и консультациях.
• Повысилась убежденность детей в бесценности своего
здоровья. Дети не только убедились в необходимости вести здоровый образ жизни,
но и пропагандировать его.
• Автоматизировалась привычка соблюдать гигиенические
нормы и правила поведения.
Работая
по программе « Разговор о здоровье и правильном питании», и ведя занятия, можно сделать вывод, что изучение данной программы необходимо, так
как она интересна и полезна для детей, дает им возможность
не только узнать что-то новое, но и самим принять активное
участие в заботе о своем здоровье, сознательно выбрать наиболее
полезные продукты и соблюдать основные правила рационального питания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.03.2021
Дата обновления: 01.03.2021
Дата публикации: 01.03.2021