06.06.2019
Пояснительная записка к сюжетно-ролевой игре
Не секрет, что современные родители, мало читают детям книги, предпочитая включить ребёнку компьютер или мультфильмы. Эта печальная реальность заставила задуматься, как исправить положение. Работая в старшей группе общеразвивающей направленности, столкнулась с проблемой: отсутствие связной и диалогической речи в игровой деятельности дошкольников. Для решения данной проблемы была разработана сюжетно-ролевая игра«Сам себе режиссер», в которой важнейшей задачей является формирование связной монологической и диалогической речи, что необходимо для подготовки детей к школьному обучению. Используя мнемоквадраты и мнемодорожки, дети создают свою сказку, свой сюжет игры, проявляют фантазию и инициативу.
Основная идея игры - придумывание и разыгрывание ребенком своего сюжетаигровой деятельности (театр, кино, концерт, имея возможность включить в игру разные игровые роли, тем самым формируя связную монологическую и диалогическую речь.
В создании театрального героя особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания своего партнёра, согласовывать с ним свои действия. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплащаются в него, живут его жизнью.
В игровой деятельности «Сам себе режиссер» использовались методы (наглядные, словесные, практические) и приемы (введение мнемоквадратов (пиктограмм) и мнемодорожек, сюрпризность, эмоциональность) направленные на развитие связной монологической и диалогической речи.
В игре могут принимать участие от 5 человек.
Цель: развитие связной речи, творческой способности, психологическое раскрепощение дошкольников посредством игровой и театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для реализации творческих способностей ребенка.
2. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
3. Формировать мотивацию к игровой деятельности.
4. Развивать монологической и диалогической речи.
5. Обогащение эмоционально- чувственной сферы ребёнка.
6. Помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы, мимика и жесты).
7. Воспитывать желание выступать перед зрителями.
Ожидаемые результаты:
Дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно организовывать театрализованные игры, использовать средства выразительности, применять мнемомотехнику при постановке спектакля или концерта. Через театрализованную игру у детей будет развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь; развито речевое творчество, звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Содержание сюжетно-ролевой игры«Сам себе режиссер»
Цель: развитие связной речи, творческой способности, психологическое раскрепощение дошкольников посредством игровой и театрализованной деятельности.
Игровой материал: различные виды театров, костюмерная (маски персонажей, шапочки, накидки, костюмы, гримерная (зеркала, парики, грим, оформление сцены (иллюстрации и декорации к сказкам, занавес, картотека мнемодорожек и мнемоквадратов разных сказок, микрофоны, фотоаппарат и видеокамера.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций к сказкам, драматизация знакомых произведений, введение мнемоквадратов и мнемодорожек, беседа о профессиях в театре, посещение мини-музея подготовительной группы «Маленький театрал», экскурсия выходного дня в театры.
Игровые роли: гример, режиссер, оператор, костюмер, художник-оформитель, артисты, билетер, гардеробщик, буфетчица, зрители, администратор.
Введение в игру при помощи модели трех вопросов: Что мы знаем о режиссере театра? Что мы хотим узнать? Как нам это узнать? (поиграть). Распределение ролей и определение игровых действий.
Развитие сюжета:
1. Игровая ситуация «Готовимся к спектаклю». Режиссер совместно с артистами, распределяет роли к предстоящему спектаклю. Дает задание гримеру и костюмеру подготовиться к работе с артистами (создание сценического образа). В это время художник-оформитель готовит необходимые декорации. Режиссер приглашает артистов на сцену для репетиции. Разыгрываются сцены из спектакля с использованием мнемоквадратов и мнемодорожек.
2. Игровая ситуация «За кулисами». Выбор грима и костюма для роли.
3. Игровая ситуация «Мы пришли в театр». Контролер проверяет билеты, администратор предлагает зрителям пройти в гардероб, посетить буфет и предупреждает, что спектакль начинается после третьего звонка.
4. Игровая ситуация «Встреча с корреспондентом».
- Здравствуйте! Вы сегодня пришли на премьеру спектакля. Что Вы ожидаете увидеть интересного и познавательного? У меня задание написать репортаж о премьере, хотелось бы услышать ваше мнение.
- Мы пришли посмотреть на знакомых артистов. В главной роли наш сосед.
- А Вы часто приходите посмотреть, как он играет?
- Да, нас интересует, как он может перевоплощаться и быть все время разным: веселым, грустным, задорным и задумчивым.
- Как Вы будете благодарить артистов за игру? (аплодисментами, цветами).
- Вы слышите, звучит третий звонок, пойдемте и посмотрим на увлекательную игру Вашего соседа и других актеров.
5. Игровая ситуация «Спектакль». Дети смотрят спектакль. Артисты выполняют свои роли. После просмотра спектакля дети хлопают, дарят артистам цветы, благодарят за удивительную игру.
6. Игровая ситуация «Встреча с корреспондентом после спектакля».
- Вам понравилась игра артистов?
-Расскажите о своих впечатлениях?
-Планируете ли Вы посетить театр снова?
-Какое представление Вы хотели бы увидеть в следующий раз?
В завершении сюжетно-ролевой игры режиссер беседует с артистами о том, что удалось, что можно сыграть по-другому в следующий раз, обсуждает следующую премьеру.
Варианты окончания игры:
1. Оформление коллажа «Мы в театре».
2. Изготовление конусного театра по игре «Сам себе режиссер», чтобы в дальнейшем повторить эту игру в другом варианте.