06.06.2019
Организация предметно-пространственной среды с использованием игровых технологий как средство развития личности детей
Игровые технологии доставляют максимум удовольствия ребенку и в правильно построенной развивающей предметно-пространственной среде являются мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности. Важной особенностью игровых технологий, которые я использую в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд, образовательную, исследовательскую, бытовую, совместную деятельность взрослого и ребенка в режимных моментах.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, осуществляю эмоциональную поддержку, создаю радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка, т. к. в этом случае игра полезна для развития ребенка. Цель игровой терапии - дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Все центры развивающей предметно-пространственной среды группы взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми ООП ДО. Игровая комната разделена на несколько центров, каждый из которых содержит достаточное количество материала для игры и познавательной деятельности дошкольников.
Музыкальный центр: основное содержание центра представляют музыкальные игрушки и пособия, дидактические игры. Для заинтересованности и активизации детей, центр пополнен ярким и интересным наглядным материалом: иллюстрациями и репродукциями картин, портретами композиторов, изделиями народного декоративно-прикладного искусства, дидактическим материалом, игровыми атрибутами, музыкальными инструментами, костюмерной.
Театральный центр: здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного театра и т. д. Дети очень любят находиться в этом центре, ведь здесь они могут перевоплотиться в сказочных героев, артистов.
Центр сюжетно-ролевой игры является насыщенным по содержанию, трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным, что соответствует ФГОС ДО.
Центр физической культуры наполнен обручами, скакалками, мячами, кольцебросами, кеглями, имеется инвентарь для элементов спортивных игр, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.
Центр изобразительного искусства востребован для детей, каждый день дошкольники здесь проявляют свою фантазию и мастерство. Воспитанники группы неоднократно принимали участие в творческих конкурсах дошкольного учреждения: «Этот день Победы», «Мир глазами детей», «Зимние забавы».
Центр безопасности: в данном центре имеется наглядные пособия, игрушки по данной тематике, настольные игры «Безопасность на дорогах», также оснащён необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм. Это - транспортные средства, светофор, костюм полицейского, машины для специальных назначений, жезл регулировщика, дорожные знаки и коврик с разметкой улиц и дорог.
Проведённая работа по организации предметно-пространственной среды группы с использованием игровых технологий положительно сказалось на развитии ребёнка: в физическом развитии возросла на 25% за счёт игр, эстафет, спортивных праздников, походов выходного дня; в речевом развитии - на 18% за счёт сюжетно-ролевых игр и театральной деятельности; в художественно-эстетическом - на 15 % посредством совместной деятельности взрослого и ребёнка.